То, что православное христианство в Украине
неоднородно – секрет Полишинеля. Но часто забывают, что это не просто различие
разных юрисдикций. Прежде всего, это различие идентичностей. Понять, какова
идентичность православного христианина – значит ответить, почему он выбирает
именно эту юрисдикцию. Каковы базовые ценности человека, который выбирает
Церковь? Если мы это понимаем, мы можем предсказать, какова будет динамика
переходов людей между юрисдикциями и как на это повлиять.
Идентичность православных христиан в Украине можно
слегка упрощенно распределить по четырем полярным точкам или кругам. Это четыре
базовые составляющие: «православный», «украинский», «русский», «канонический».
Идентичность составляются из сочетания этих базовых основных полюсов. Разные
комбинации этих 4-х ключевых слов формируют разные идентичности и разные
стратегии поведения в церковной политике.
1. «украинский» + «православный»: для них самое важное это принадлежать не
просто к православной, но и к украинской церкви. Часто для них быть «украинским»
важнее, чем «быть православным».
Именно носители такой идентичности уже ранеее выбрали пребывание в УПЦ КП
или других «неканонических» православных юрисдикциях. Для них Традиция
украинской, «Киевской» церкви, «Володимирового хрещення», с ее эстетикой, с
старой-доброй мифологией казаческой эпохи, для них весьма дорога.
Поэтому они будут держаться «украинской» церкви даже ценой ее изоляции.
Единственное, что может заставить их отступить – это просто полное уничтожение
украинской церкви, когда «православному» началу некуда будет физически реализовываться.
2. «православный» +
«русский»:.очень
похожи на первых, но с другой стороны. Для них «быть русским», «Святая
Триединая Русь», «Золотое Кольцо», традиция «Руси» в ее «россиецентричном»
изложении важнее, чем все остальное. «Русский» значит «православный» для них
значит «православный значит русский». Это может доходить аж до отрицания
православности в угоду «русскости»: «не-русский» скорее всего «не-православный».
Очевидно, что носители такой идентичности составляют ядро РПЦ, особенно в
Украине: они никогда не перейти в «украинскую» церковь. Они также составляют основную массу русских
православных старообрядцев, членов ИПЦ и РПЦЗ, которые противостоят «советской
сергианской церкви».
3. «православный» + «канонический»: для таковых очень важно «быть
каноническим» слишком важно. Под «каноничностью» они понимают «единство со
Вселенской Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью». Общение со
Вселенской Церковью для них -
существенная часть идентичности. Таковая идентичность до Томоса была полностью
монополизирована РПЦ в Украине. Предоставление Томоса привело к падению
монополии и созданию конкурентного пространства между ПЦУ и УПЦ (МП) (или
РПЦвУ). Начался процесс распада этого сочетания на две группы:
3.1. «православный» + «канонический»
+ «русский»: для них «каноничность»
означает прежде всего «традиционное каноническое единство Русской Церкви» – при
этом под «каноничностью» они обычно понимают тождество «канонический = русский
православный», РПЦ и есть канонической по определению. Для них весь
образно-смысловой простор РПЦ един и однаково родной. «Как мы будем считать Дивеев
чужим?!».
Они не будут в РПЦ любой ценой – т.е. они не уйдут в старообрядчество, но
они будут верны РПЦ, и это единство с ней может поколебать только ее
официальный раскол со Вселенским православием. Впрочем, пропаганда легко
объяснить, что это Фанар ушел в раскол… Они не уйдут из МП, «пусть даже камни с
неба».
3.2. «украинский + православный
+ канонический»: их
описание очевидно. Именно они до 2019
года оставались в УПЦ (МП). Именно для них Томос и автокефалия – это шанс, это
дар свободы выбора. Именно они составляют, по разным подсчетам, от 20 до 30, а
возможно и до 50 % прихожан УПЦ (МП). Поэтому РПЦ старается всячески обесценить
Томос и автокефалию – ссылаясь то на Филарета, то на внутренние споры внутри
ПЦУ. Но после 6 января им это будет все тяжелее делать – тяжело доказывать
неканоничность церкви, признанной Вселенским патриахом.
Первые переходы показали, что это за часть. Это основная часть православных
интеллектуалов и богословов – «Дух и литера», Открытый православный
университет, и т.п. Но также – это и многие простые украинцы. Именно они
апеллировали ко Вселенскому патриарху, именно для них Томос – шанс и дело
православной веры. Именно они будут за ПЦУ до конца.
Все эти комбинации не просто логико-рациональные модели. За ними стоят
целые ансамбли эмоциональных, эстетических, даже мистических и религиозных
образов, ассоциаций, переживаний. Это – очень глубокие, тонкие, интимные
феномены сознания и даже бессознательного. Многие из них могут быть противны
носителям другой идентичности. Их обоснованность можно и иногда нужно
критиковать с позиции логики и фактов, исторического, богословского,
философского и политического обоснования. Но, если вчувствоваться во внутренний
мир носителя конкретной идентичности, нельзя отказать никому из них в
определенной красоте, глубине и даже некой изящности духа, явленного в этих
феноменах.
Немає коментарів:
Дописати коментар